Звонок от подруги: «Людмила, что делать с памятью у дочки?»
И дальше рассуждения мамы вслух: «Да, что там, скорее всего таблетки надо пить какие-нибудь. Да и ленивая она…»
«Да подожди, – останавливаю поток её рассуждений, – лучше расскажи, что не так.»
«Сегодня нужно было написать отзыв о проекте, – а она мне говорит, – я ничего не помню.»
«Ты знаешь, – говорю я ей, – для начала не плохо понять нет ли у дочки страха дать неправильный ответ.» Многих детей боязнь ошибиться буквально вгоняет в ступор. И ребёнок, чтобы не попадать в неловкую ситуацию молчит, да так и спокойнее: мучиться не надо, силы тратить, да ещё засмеют того и гляди или ещё хуже обрушат на тебя негодование и упреки.
«Да, всё про нас.» – уже с более бодрой интонацией в голосе соглашается подруга.
А я с вдохновением и в деталях раскрываю ей секреты как «расколдовать» ребёнка с боязнью ошибки. Просто сказать: «Не бойся!» – мало. Нужно самому родителю понять, как важно, когда ты припоминаешь, не боясь ошибиться. Подруге так как она тренер, объясняю эту важность на примере спортивных тренировок. Например, человек тренирует мышцы рук, делает отжимание. И по началу у него почти не получается отжаться. Но как важны попытки, в ходе которых человек напрягает мышцы. С тренировкой памяти та же аналогия, припоминая, напрягаясь в поиске правильного ответа, мы активируем мозг, а то, что ответ может быть не правильным это не катастрофа. И чтобы ребёнок преодолел скованность, решился в присутствии взрослых дать ответ, в котором он не уверен, это уже шаг вперёд! Стоит немного спокойно подождать, подбодрить и порадоваться детской смелости и вы уже на полпути к успеху! Привожу в пример третьеклассника Мишу, который урывками запоминал прочитанное. Сколько же находчивости, терпения и юмора потребовалось, чтобы убедить его в полезности припоминания в том, что он может дать ответ, даже если он и не уверен в нём. Такой ответ мы часто называем интуитивным, наобум, в просторечье «ляпнуть», а Миша придумал своё словечко «бздыкнуть». И знаете, к чему привели в итоге Мишины попытки «бздыкнуть»? Практически к 100% запоминанию текста. И это не единственный пример, таких сотни в моей практике. И что характерно, что после 3-5 неудачных попыток вспомнить прочитанное, в дальнейшем подавляющее большинство ответов становятся верными.
Для тех, кто любит научные доказательства, почему приведённые рекомендации работают, приведу отрывок из моей книги «Как помочь детям полюбить чтение», которая скоро выйдет в свет:
«Какая же теория поможет конкретной девочке, которая не может дать ответ на мой вопрос сразу же после того, как она прочитала текст? Это теория о кратковременной памяти, в которой хранятся зрительные и слуховые образы в течение примерно 15 секунд, даже если текст не анализировался и не осмыслялся при чтении. Я наблюдаю, что, сфокусировавшись на вопросе, дети начинают, будто сквозь туман, читать чуть ли не по слогам незнакомое слово. Например, на мой вопрос, что за величественные вечнозелёные деревья встречаются в Северной Америке, девочка ответила: «Не помню». После моей просьбы припомнить, она медленно произнесла: «Сек.., секва… секваи?» Кстати, при встрече с незнакомыми словами у детей есть желание преобразовать их в известные, проигнорировав зрительные символы – буквы. Но ведь ответ девочки близок к верному, а значит, есть материал для уточнения, коррекции. От нашего отношения к проделанному ребёнком усилию по припоминанию, зависит его самооценка: получилось, но неточно, можно совершенствовать.
Работа с эмоциями, чтобы они не заслоняли, не блокировали все интеллектуальные ресурсы, которые понадобятся для припоминания и формулирования высказывания, начинается с того, чтобы спокойным и достаточно громким голосом озвучить свой вариант ответа. Обычно предположения детей и взрослых звучат в заискивающей манере, еле слышно. Я стараюсь убедить учеников в том, что их человеческая ценность не уменьшится, если они дадут неверный ответ, что они имеют право уважать себя, несмотря на ошибки, и это хорошо, что у них хватило смелости высказать свой вариант, хотя они и не были в нем уверены. Достойное поведение — это принятие себя со всеми своими ошибками. Так что же следует знать и родителям, и детям про свою память? Большинство теорий памяти объединяет понятие физических следов в нейронных сетях, вызванных поступающей информацией, воспринятой рецепторами и переданной по нервным окончаниям в головной мозг. Чтобы управлять процессом запоминания, повысить его результативность, чрезвычайно важно понимать, что любой здоровый человек непосредственно после поступления информации имеет физический след в нейронах головного мозга, первое время представленный как кратковременный и обратимый, вызванный повышением электрической активности. В дальнейшем при условии неоднократного использования – прохождения импульсов по данному нейронному пути – изменения в местах соединения нейронов. синоптических мембранах, становятся необратимыми и приводят к трансформациям белковых молекул. Важно понимать, что мы все обладаем физическими следами от поступившей информации, главный вопрос – как до них добраться и, если есть необходимость, сделать устойчивыми.»
Это только начало разговора о том, как устроена память и как её развивать.
Научиться чему-либо без мотивации невозможно. Это совершенно неоспоримый факт, а вот где и как искать мотивацию, уже не так очевидно. В колонке для The Guardian лингвист, переводчик и полиглот Мэттью Юлден делится несколькими простыми советами, которые помогут повысить мотивацию и довести обучение до конца.
В данной статье речь идёт о том, что мотивация к воспроизведению – запоминанию у ребёнка возникает в диалоге, через общение, в котором ожидают, одобряют и помогают детям высказаться по прочитанному.