Практический опыт преодоления волнения при чтении

Ученики школы “Читаем быстро” в Калуге

Как научить детей справляться со стрессом при чтении? В этой статье хочу поделиться с вами несколькими историями из личного опыта о преодолении волнения при чтении. Практические советы и научные исследования по теме можно найти в другой статье:

Начнем мы с наблюдения: ребёнок читает знакомые слова фразы, он не устал, у него хорошее настроение, ощущение «получается», голос звучит бодро. И вот встречается незнакомое слово, он «теряется», в голосе замешательство и удивление, разочарование. Многие дети после своеобразного «препятствия» в виде сложных непонятных слов продолжают читать дальше в состоянии растерянности независимо от того, прост ли текст или нет. Думаю, что в состояние замешательства при встрече с новыми словами детей повергает негативный опыт, когда их осуждали за то, что они не знают того или иного слова.

Малыши-почемучки куда — то исчезают, и на смену им являются ученики, которым проще скрыть своё незнание, смириться с ним, чем задавать «нелепые» вопросы. Природное стремление к пониманию, в том числе и того, что мы читаем, толкает ребёнка к тому, чтобы превращать незнакомые слова в знакомые, хотя бы похожие на те, которые они пусть редко, но слышали.

Можно ли справиться со стрессом и подавленностью в процессе чтения? Привожу пример диалога с мамой на эту тему:

— Да. Вы правильно заметили: дочь очень напряжена, волнуется во время чтения. С этим состоянием можно справиться.

— Я тоже постоянно говорю ей, чтобы она не волновалась. Но не помогает.

— Простого внушения часто недостаточно. Можно научить регулировать своё состояние прямо в процессе чтения. Понимаете?

— Но как?

Говоря о регуляции эмоционального состояния во время чтения, приведу несколько иллюстраций. В моей практике стал классическим пример Миши Баринова. Ко мне пришёл четвероклассник со скоростью чтения 75 слов в минуту. При первом прослушивании стало ясно, что все сложные незнакомые слова в тексте мальчик произносит медленно, с повторами и искажениями, существенное замедление темпа на них сохраняется и при дальнейшем чтении. Я обратилась к нему:

 Ты ведь знаешь все буквы? Тогда для тебя не составит труда читать особенно точно и чётко незнакомые слова, немного замедляясь, такой своеобразной скороговоркой по слогам? Все незнакомые слова ты поймешь, читая текст дальше, а если не догадаешься, то спросишь их значение в конце.

После 2-3х уроков Мишина скорость выросла в 2 раза не в ущерб пониманию. Мальчику было достаточно понять способ, и он осознанно и успешно взял под контроль чтение сложных слов.

Понимание изложенного мною приема не у всех детей быстро и легко воплощается в практику чтения. В чём причина?

У многих из них затруднения в чтении сопровождаются сильными психоэмоциональными и телесными реакциями, которые имеют тенденцию усиливаться и нарастать. Вот тут-то в коррекции чтения на первый план выступают техники регуляции психоэмоционального состояния. Мой подход не такой: сделать ребёнка уверенным, а потом обучать. Ребенок развивает самоконтроль и основанную на нём уверенность в ходе преодоления трудностей с чтением.

Приведу ещё один яркий пример из моей практики, который так же, как случай с Мишей Бариновым, стал полулегендарным. Это случилось с Агнией. Девочка пришла ко мне в возрасте 10 лет со скоростью чтения 40 слов в минуту, у нее были выраженные признаки трудностей с концентрацией внимания, но при этом потрясающее самоуважение. А вот другая девочка из группы, читавшая 80 слов в минуту, регулярно оплакивала свои результаты. Агния держалась спокойно и уверенно, даже пыталась помочь своей постоянно расстроенной напарнице примерами из школьной жизни, говорила, что её дразнит отличник, но она не обращает на него внимания.

Регулярно запускаем группы “Читаем быстро” для учеников 2-3 класса

Записаться на курс

Упорные, терпеливые занятия с Агнией и в 11, и в 13 лет позволили ей поднять скорость до 80 слов в минуту. Полученный результат был ценен не столько ростом скорости чтения, сколько тем, что девочка полюбила и чтение, и кропотливый процесс совершенствования себя! И вот передо мной Агния- первокурсница! Но после диалога с повзрослевшей Агнией стало ясно, что внешняя защита, которая выглядела как уравновешенность и выдержка, скрывает внутреннее смущение, самообвинение в том, что она не знает всех слов и не может прочитать их моментально и грамотно.

Я постаралась убедить девушку в том, что никто: ни я, ни даже самые важные и грозные преподаватели — не знают и не могут знать всех слов, и начинают читать, как малые дети, по слогам, если им попадаются тексты с незнакомыми словами. Мы все имеем право на незнание и на то, чтобы замедлиться при чтении и прочитать незнакомые слова четко и без смущения, почти по слогам, а если рядом окажется сведущий человек, он нас просто поправит.

И вот мы с Агнией приступили к чтению текстов вслух. Задача была в том, чтобы следить за своим состоянием в процессе чтения незнакомых слов. Важно было уловить, как подступает эмоциональная волна тревоги и хочется воспользоваться старой привычкой: с напускной веселостью и смущением как-нибудь наскоком угадать каверзное слово. Мы обсудили, что именно в такие моменты нужно взять микропаузу для внутренней балансировки. В такие мгновения важно вспомнить, что нет ничего постыдного в том, что ты не знаешь слово и читаешь его чуть медленнее. При чтении трудных слов можно позволить своему голосу звучать спокойно и ясно. Не сразу, не с первой попытки, но я стала свидетелем небольших уверенных пауз и того, как на моих глазах в сложных местах Агния читает, как затрудняющаяся отличница!

Ученица школы “Читаем быстро” в Калуге

Когда второклассник, читавший 20 слов в минуту, допускавший искажения, начал осваивать описанную мною технику саморегуляции, то перед началом чтения он неизменно спрашивал: «А можно, я не буду торопиться?» И знаете, к какому результату привела его «неторопливость»? Он стал читать 38 слов в минуту. Мы с детьми даже иллюстрируем преимущества такого точного и неторопливого подхода. Я предлагаю представить: два человека идут в один пункт, находящийся от них на одном расстоянии, один спокойно и точно движется вперёд, к намеченной цели, а другой мчится стремглав, при этом ошибаясь, возвращаясь, чтобы исправиться. Предлагаю ответить на вопрос: кто из путников дойдет быстрее? Ответ очевиден.

Результат, выливающийся в скромные продвижения, часто не удовлетворяет родителей. Почему?

Не секрет, что многие родители мечтают, чтобы их ребенок добивался высоких результатов в учебе, особенно если в детстве он рано начал читать. Когда ребенок начинает обучаться в школе, может выясниться, что не все у него получается так, как хотелось бы.

Вот конкретный пример. Первоклассница читает 30 слов в минуту, что, кстати, соответствует норме, а вот ее же одноклассница читает больше 100 слов. Я начала заниматься с девочкой. После наших тренировок скорость чтения приблизилась к 50 словам в минуту, причем девочка хорошо формулирует суть прочитанного. Но такие «незначительные успехи» не радуют маму, а вслед за ней и девочку… Мама признается, что часто срывает свое раздражение на дочери. И когда они в очередной раз тренируются, мама понимает, что такая её реакция только усиливает эмоциональное напряжение ребенка, но ничего с собой не может поделать. Знакомая картина?

Почему мама не может контролировать свою негативную реакцию, в чем истинная причина негодования? На мой взгляд, в этом случае желание видеть дочку успешной, оправдывающей, возможно, нереализованные мамины мечты сильнее, чем забота об эмоциональном благополучии ребенка. Всё это препятствует матери видеть возможности своей дочери, не менее ценные, чем скорость чтения.

Ещё одна история занятий. Передо мной девочка, ей уже семь лет, она хрупкая и миниатюрная. И по виду, и по манере поведения производит впечатление пятилетнего ребёнка. До встречи со мной девочка уже целый год безуспешно и мучительно училась читать, её мама не скрывала своего отчаяния, в связи с этим. Расскажу, как проходили наши занятия.

Когда свежие силы у Маши заканчивались, а происходило это где-то через 10 минут, она «зависала», смотрела на слово и молчала. Я спрашивала: «Не можешь вспомнить букву?» Девочка не сразу, очень робко и еле слышно выдавливала: «Да». Я предлагала ей не бояться ошибиться и сказать, что это за буква. Наступало тяжёлое молчание. Было явно видно по позе ребенка, что она испытывает дискомфорт, затаилась, ждёт чего-то недоброго. Немного подождав (паузы длились по несколько минут), я её подбадривала, и наконец Маша говорила. И можете себе представить: в девяти случаях из десяти она называла букву правильно.

Я радовалась. Говорила: «Вот видишь – получилось, можешь! Доверяй себе!» И вот уже через три занятия ребёнок, рассказывая о своём чтении с мамой, после очередного выхода из затруднения по припоминанию буквы заявляет: «А с мамой я так не могу, я боюсь, что скажу неправильно и она будет злиться на меня». Я объясняю Маше, что на самом деле ее маме непросто ждать несколько минут, когда она молчит, и что я постараюсь помочь ее маме справиться с её эмоциями. Угадайте, что говорит мама, в ответ на мою попытку разъяснить состояние дочери в подобные моменты? Мама заявляет: «Она просто ленивая, и я не знаю, что с ней делать». Я стараюсь помочь маме понять то, что для других так легко и просто, а для Маши гораздо сложнее, потому что она пока еще в большей степени ребенок, нежели ее сверстники.

Нет ничего предосудительного в родительском стремлении к высоким достижениям ребенка, даже если объектом развития становится то, что не – просто ему дается. В чем же хитрость? В том, чтобы планомерно идти к намеченной цели, осознавать то, что вам придется потратить много сил и времени, понимать, что в данный момент доступно вашему ребенку.

Еще один пример: мама с волнением в голосе вспоминает, как ее сын опережал в интеллектуальном развитии своих сверстников, и приходит в отчаяние, когда рассказывает о том, что сейчас, во втором классе, он читает 20 слов в минуту со множеством искажений и повторов.

Энн Джонсон шестикратная чемпионка мира по скорочтению из Англии читает 4 253 слова в минуту. В своем интервью о скорочтении Джонсон говорит, что гордится одним из подростков-дислексиков, который начал читать в шесть лет, а в десятилетнем возрасте в результате занятий с нею смог перейти от 26 слов в минуту к 60 словам, по ее словам, это изменило его жизнь.

Я, как и Энн Джонсон, вижу смысл в малых продвижениях. Это всего лишь начало пути самосовершенствования и любви к книге как источнику мудрости, опыта и знаний.

Легко заметить, что если ребёнок чувствует себя уверенно, свободно, то и говорит, и читает лучше.

Вот «зарисовка» из жизни. После успешного занятия, на котором ребёнок стал переходить от протяжного, заунывного чтения к бодрому, в режиме как «говорим», я решила продемонстрировать его успехи маме. И вот наблюдаю картину: ребёнок ссутулился, сжался и начал сбивчиво читать. Из диалога с мамой выяснилось, что садится он читать только после крика, объясняя тем, что по-другому с ним нельзя, а ещё периодически она жаловалась папе, чтобы прибегнуть к более жёстким мерам.

Часто на детей с проблемами в чтении родители оказывают эмоциональное давление. Раздражение, гнев, отчаяние со стороны родителей вызывают у детей мышечные зажимы и даже сбои в дыхании и речи, очень сходные с заиканием. Как родителям сочетать требовательность и терпение, а еще и веру в ребёнка – это тема отдельного разговора.

И ещё раз поговорим о ценностях мотивации и общения.

Мама рассказывает: «У нас дома целая коробка развивающих книг». Обратите внимание — коробка, как будто ее готовятся куда-то вынести. И как решает мама проблему приобщения чада к чтению? Подкупом! Почитаешь — что-то получишь! Когда начинаем обсуждать, что можно иначе, мама искренне утверждает, что другие варианты с её ребёнком не пройдут. Но читая сказку с её сыном, ещё 10 минут назад мы искренне смеялись и удивлялись хитрости мышонка, именно от чтения я была такая радостная и не испытала бы этих эмоций, читая сказку в одиночку.

Это от него я заразилась детским позитивом, умением искренне принимать сказочный сюжет и восхищаться находчивостью мышонка. Родители, тратьте своё время на общение с детьми за книгами! «Давай попробуем! Я тебе помогу, я думаю, у тебя получится!» — эти устремления и высказывания открывают дверь в новую реальность интереса к чтению.

«Если научусь читать, папа купит мне планшет!» – с горящими глазами выпалил мне шестилетний мальчик. Папа, вы верите, что чтение само по себе может быть увлекательным занятием?! Даже если вам не было суждено испытать радость от чтения книг, вероятно, вы слышали об этом от знакомых. Ценность чтения практически неоспорима.

Как же удержаться от соблазна так легко мотивировать ребёнка на занятия чтением и почему нужно отказаться от такого приёма?

Через некоторое время родители малыша встревожились: точно и быстро читая, он практически не задумывался над содержанием. Смею предположить, что во время чтения перед ребёнком маячил образ вожделенного планшета, и мальчик шагал к намеченной цели.

Приём «я тебе куплю…» отдаляет ребёнка от радости общения с книгой, потому что вы, самый важный и знающий человек, не верите в простую любовь к чтению, вы хотите подсластить этот процесс. Ваше истинное отношение к чтению — это эмоциональное состояние, которое имеет физические параметры: напряжение мышц, электрическую активность мозга, частоту дыхания. И это передаётся ребёнку, для начала приблизьтесь к ребёнку, побудьте с ним и испытайте радость от понимания первых незатейливых книг.

Манипуляции с ребёнком не работают ещё и потому, что, идя к приятной для него цели (что-то вкусненькое, игрушка, развлечения), он должен выполнить условие — почитать определённый сложный объем, но зачастую ребенок не справляется с заданием, потому что оно не доступно для него. В итоге мы сталкиваемся с разочарованием. Живой пример: мама с девочкой семи лет, которая с огромным трудом учится читать. Девочка непосредственная и по всем видимым признакам явно не соответствует своему календарному возрасту. Ребёнку непросто узнавать буквы, соединять их даже в простом слове, пока она читает второй слог, забывает первый.

Несмотря на мои разъяснения о важности развития внимания к звучанию слова, демонстрации игр на выделение звуков в слове и их синтез из отдельных единиц, мама говорит: «Я не знаю, что делать!» И она принимается объяснять, что без обещания получить что-то за чтение, никак не обойтись. Почему мама так привержена к подобным способам воздействия на ребенка?

Она искренне убеждена, что ребенок может, но не хочет, а еще, действуя так, она стремится избежать лишних затрат собственных сил и времени. Но диалог возможен, и мне удается пусть пока на некоторое время вовлечь маму в поддержку и развитие тех способностей дочери, которые для ее сверстников считаются само собой разумеющимися.

Ваш ребёнок любит читать … комиксы!? Да, даже так. Помогите найти ему то, что доступно и от чего он получает удовольствие. Это всего лишь начало.

Так перегруженный подросток, который учится в физико-математическом классе и постоянно не высыпается, немного опоздав на урок заявил: «Зашёл по пути в книжный магазин, купил третью книгу. Раньше я ничего не читал кроме учебников». Я попросила показать, и он протянул мне книгу манга (японские комиксы).

Ученик школы “Читаем быстро” в Калуге

Бывают ли чудеса? Да, бывают с детьми.

Казалось бы, ничто уже не предвещало успеха в работе с Антоном. Он уже шестиклассник, а мучительно читает 40 слов в минуту с искажениями и запинками. Нужно признаться, что перед тем, как приступить к занятиям, у нас состоялся разговор, в котором Антон выразил своё понимание, что с чтением он испытывает трудности, что без хорошего чтения нет успешной учёбы и что он сам несобранный, да и характер у него не лучший, вот и решили попробовать исправить ситуацию. Я выразила радость, что имею дело с сознательным и самокритичным человеком.

И вот начались занятия, кстати, занимался он вместе с ровесником с очень хорошим стартом по навыкам чтения. В процессе занятий наши надежды на успех таяли: слишком много усилий приходилось прикладывать ребёнку, и слишком мизерный результат получался, не раз Антон в отчаянии падал на стол и даже нотки агрессии сквозили в его высказываниях в мой адрес.

Я с пониманием относилась к приступам отчаяния, иногда ненадолго оставляла его в покое, предлагала переключиться, немного восстановить силы, прогуляться по коридору, а дальше с юмором, в меру подбадривая, а главное с позитивным ожиданием и терпением включала в работу. Старалась прекратить тренировку в то время, когда его запас внимания иссякал. И всё-таки я находила возможность отметить заслуженные, пусть и маленькие, шаги Антона вперёд. Отдельное спасибо родителям, которые помогали сыну справиться со всеми заданиями, даже соревновались друг с другом. Папа и мама отмечали, что не всё и им даётся легко.

Мы все расстались с пониманием, что потрудились, что Антон сделал скромные шаги вперёд — плюс 20 слов в скорости чтения. И вот чудо! Сообщение от мамы с моря, где они отдыхали с Антоном: «Сын не выпускает книгу из рук! Я счастлива. Спасибо!»

А как счастлива в такие моменты я! Спасибо детям за минуты истинной радости, за то, что я смогла быть причастна к их движению вперёд! И это, конечно, не единственная история. Особенно дороги, как вы понимаете, трудные истории с успехом.

Подробности в книге Людмилы Касаткиной “Как помочь детям полюбить чтение”.

Книгу можно читать и приобрести по ссылке https://ridero.ru/books/kak_pomoch_detyam_polyubit_chtenie/