Одним из первых Эффект Матфея в чтении описал эксперт по чтению Кит Станович, в своих исследованиях он описал тенденцию роста и накопления со временем как сильных, так и слабых сторон, заложенных при формировании навыка чтения у детей. [1] Этот термин хорошо иллюстрирует библейских стих, в котором богатые становятся богаче, а бедные беднеют.
Станович связывает механизм нарастания трудностей и задержки автоматизма и беглости чтения с тем, что медленное распознание слов истощает интеллектуальный ресурс ребенка, не оставляет сил на понимание и осмысление. Меж тем у детей растет количество негативных впечатлений, и они естественно начинают избегать чтения.
В научном исследовании дислексии (чтения с большим количеством искажений и трудностями в понимании) Русецкая М. Н. выявила, что около 30% первоклассников испытывают стойкие трудности в освоении грамоты и только 36% учеников к пятому классу соответствуют программным требованиям, позволяющим использовать чтение, как инструмент познания. [2]
Ещё один аспект, который хотелось бы отметить применительно к теме статьи. Чтение – сложный навык, ребёнку недостаточно просто увидеть слово на странице и произнести его вслух. Для извлечения смысла из написанного, ребёнок должен уметь ассоциировать звуки разговорной речи с письменными буквами и понимать слова опираясь на знания контекста и свой словарный запас.
Нейробиолог из Стэнфордского университета Брюс МакКэндлисс провёл исследование в области чтения слов. При этом использовались как знакомые испытуемым слова, так и абсолютно новые – на придуманном языке. Электроэнцефалограф отслеживал активность мозга. [3]
У тех, кто сосредоточился на звуках при чтении букв, было больше нейронной активности в левом полушарии мозга, которая включает зрительные и языковые области: такая картина характерна для детей с развитыми навыками чтения. И наоборот у тех, кого с детства учили сосредотачиваться на словах целиком, было больше активности в правом полушарии мозга: что характерно для взрослых и детей, испытывающих трудности с чтением.
Исследования когнитивистов и нейробиологов наглядно показали, что угадывание гораздо менее эффективный способ чтения незнакомых слов. Если ваш ребёнок пытается угадать то, что написано, не дочитав слова до конца, это один из признаков будущих трудностей в развитии навыка чтения. Вместо этого стоит учить ребёнка медленно и точно озвучивать новые для него слова, чтобы затем расшифровать их.
Именно на этом основаны мои программы. Мы развиваем умение точно озвучивать сложные и неизвестные слова, что способствует активизации левого полушария.
Какой вывод мы можем сделать? Если ребёнок с трудом читает, а вы и учитель не можете ему помочь: чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем эффективнее помощь! По статистике у детей 1-2 класса успешность преодоления трудностей с чтением составляет 80% случаев, а к 5-6му классу падает до 20%.
[1] Stanovich, K. E. (1986). Matthew effects in reading: Some consequences of individual differences in the acquisition of literacy.
[2] Русецкая М.Н. (2007) Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин.
[3] Stanford Graduate School of Education Bruce McCandliss at Nobel Week Dialogue 2020.
«Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.
Николай, я с Вами совершенно согласна. Запугивать ребенка это отвратительно. Ведь не станем же мы запугивать детей инфекционными болезнями, даже если этим детям уже восемнадцать. Просто надо знать реальность, прежде всего родителям. И если есть желание и возможность ненавязчиво помочь детям адаптироваться к этой самой реальности это здорово. Ничего прочнее и надёжнее, на мой взгляд, чем масштабные научные исследования и практика основанная на науке нет, именно об этом моя статья. С глубоким уважением отношусь к людям у которых чтение не в приоритете, в мире множество разных ценностей.